Наверх

Профессиональное звуковое и световое оборудование. Музыкальные инструменты.


Статьи



Банкетный зал. Информация к размышлению.



Введение.

Речь в данной статье пойдет о получивших в последнее время довольно широкое распространение, так называемых, «Банкетных залах» или «Залах (Дворцах) торжеств». Точнее, о вопросах правильной технической организации этих заведений в том, что касается профессионального светового и звукового оборудования.

Большинство мероприятий, проходящих в банкетных залах, носит торжественный или праздничный характер. Именно для проведения на должном уровне свадеб, юбилеев, корпоративных банкетов с большим количеством приглашенных гостей и создаются подобные заведения. Далеко не каждый, даже достаточно крупный, ресторан может с комфортом разместить и обеспечить всем необходимым две-три сотни человек. А, между тем, многие банкетные залы рассчитаны на значительно большее количество приглашенных.

Не секрет, что большинство торжественных и праздничных мероприятий проводятся с привлечением артистов и проведением различных шоу-программ. Служит это не только цели развлечения приглашенных гостей, но и для придания мероприятию определенного статуса. Очень часто мнение о проведенном празднике складывается не столько из впечатлений о безупречном обслуживании, хорошей кухне и обильном меню (фуа-гра и икрой сейчас мало кого удивишь), сколько из качества предложенной развлекательной программы и уровня приглашенных «звезд».

Понятно, что для успешного выступления профессиональных артистов требуется соблюдение определенных, хотя бы минимальных, технических условий. Перечень этих условий называется «техническим райдером». Любой, более-менее серьезный артист, или коллектив артистов, имеет такой райдер и требует его четкого выполнения. Вот тут, как показывает практика, у организаторов мероприятия и начинаются проблемы. Когда в арендуемом для проведения торжества заведении нет необходимого оборудования, приходится срочно искать прокатную компанию, которая сможет это оборудование предоставить, естественно, не на безвозмездной основе. Помимо стоимости эксплуатации самого оборудования, в цену также включается стоимость его доставки и вывоза, оплата техническому персоналу прокатной компании за размещение, настройку и контроль параметров оборудования (так как ни один уважающий себя прокатчик не позволит без присмотра работать с его аппаратурой посторонним людям – себе дороже!).

Кроме того, часто возникают ситуации, когда инфраструктура банкетного зала не соответствует требуемым условиям: отсутствует сцена необходимого размера, линии электропитания не рассчитаны на требуемую нагрузку и т. д. В этом случае, приходится привлекать дополнительные технические и материальные средства, что, в итоге, еще больше увеличивает накладные расходы организаторов.

В то же время, если в заведении присутствует необходимый минимум оборудования, то почти всегда условия райдера при переговорах удается «смягчить», а если что-то и приходится арендовать, то это какие-нибудь экзотические мелочи, не сильно повышающие общий бюджет мероприятия.

Давайте подробнее рассмотрим перечень необходимых технических условий, позволяющих успешно и на высоком уровне проводить выступления артистов, тем самым повышая привлекательность банкетного зала для клиентов, и, как следствие, его рентабельность.

 

Выступающего артиста должно быть видно!

Банальным это утверждение выглядит только на первый взгляд. Размеры и конфигурация крупных банкетных залов требуют определенного расположения сценической площадки и ее размеров, а также правильного освещения зон, в которых выступают артисты. Однако, часто при проектировании помещения это требование не учитывается. В погоне за повышением количества возможных посадочных мест зону сцены располагают так, «чтобы не мешала». В последствии, когда выясняется, что половине гостей приходится вставать со своих мест, чтобы увидеть выступление, что-то изменить уже практически невозможно.

Таким образом, увеличение числа посадочных мест за счет отказа от правильного расположения и размера сцены, призванное увеличить прямую рентабельность заведения, приводит к обратному результату из-за снижения комфортности зала и необходимости принимать определенные дополнительные меры по исправлению ошибок проектирования, в тех случаях, когда это вообще возможно.

Необходимого внимания требует специальное освещение сцены и тех зон зала, где могут выступать артисты, например: танцпола. Следует учитывать, что расположение световых приборов должно обеспечивать «объемное» освещение, во избежание появления резких теней и видимых неосвещенных участков. Цветовая температура световых приборов белого света должна соответствовать требованиям к проведениям видеосъемки, очень часто имеющей место в ходе различных торжественных мероприятий. Полезной может оказаться и цветная световая заливка, часто просто необходимая для проведения шоу-программ.

Не будет лишним некоторое количество динамических световых приборов (сканеры, вращающиеся головы, лазерные эффекты) и спецэффектов (генераторы тумана, тяжелого дыма, пиротехнические эффекты), но позиционировать их как необходимые было бы неправильным.
Однако, том случае, когда в пространстве банкетного зала предусмотрено место для танцев (танцпол), динамические световые приборы, обслуживающие эту зону, будут как нельзя кстати. Они несомненно создадут особую празничную атмосферу. Также управляемые динамические приборы можно весьма успешно использовать в «фоновом» режиме в качестве активной архитектурной подсветки, служащей дополнительным украшением интерьера помещения.

Для полноценного использования световых приборов нужно предусмотреть наличие необходимого функционала управления световым оборудованием (подходящий по уровню пульт или компьютерная система управления световыми приборами, кабельные линии передачи управляющего цифрового сигнала), а также выбрать удобное место для работы светооператора.
Важно, чтобы вид монтажа световых приборов обеспечивал легкий демонтаж и свободный доступ к ним для проведения ремонта или переодического регламентного обслуживания. Как правило, для монтажа используются специальные металлические фермы, но существуют и альтернативные способы крепления светового оборудования. Главное, чтобы при монтаже были соблюдены все необходимые меры безопасности - падение светового прибора может привести к самым ужасным последствиям.

В том случае, когда конфигурация зала создает «мертвые зоны», из которых плохо видна или вообще не видна сцена, можно использовать трансляцию происходящего на сцене на телевизионные или проекционные экраны. Стоит, однако, учесть, что обеспечение трансляции сигнала в хорошем качестве - штука достаточно дорогостоящая и требующая правильной технической организации.

 

Выступающего артиста должно быть слышно!

Основная проблема больших и средних банкетных залов это большой размер помещения в сочетании с необходимостью придерживаться определенного направления в дизайне. Скорее всего Вам доводилось бывать в огромных залах с гладкими потолком и стенами, полом покрытым керамогранитом или мрамором, в которых любой, даже негромкий, звук многократно повторяется, отражаясь от «идеальных» поверхностей, и, сливаясь с другим и самим собой, превращает музыкальное произведение, исполняемое артистом на сцене, в гудящую, неразборчивую и мучительную для слуха какофонию.

Такой звук очень сильно утомляет слушателя и оставляет негативные впечатления от всего мероприятия, в целом. Публике плохо, но и артистам не легче. Мне известны залы, в которых, не смотря на очень приличное техническое оснащение, музыканты, которым небезразлично мнение публики, предпочитают не работать. Дело в том, что неправильную акустику помещения исправить техническими средствами крайне сложно и, прямо скажем – дорого, а в большинстве случаев, вообще невозможно. Решать вопрос акустических свойств помещения необходимо еще на этапах проектирования и строительства. Но, к сожалению, многие архитекторы и почти все дизайнеры, если и знают что-то по этой теме, то весьма поверхностно, и не уделяют такому важному аспекту, как акустическое оформление помещения, должного внимания.

Вторая проблема также обусловлена относительно большими размерами помещения. Сильно утрируя, можно сказать, что банкетный зал это сочетание концертного зала с рестораном. В связи с чем возникает необходимость равномерного распределения звукового давления (громкости) по всей озвучиваемой площади. Проще говоря, люди в банкетном зале должны и покушать, и послушать, и пообщаться. Причем, желательно создать условия для того, чтобы делать всё это они могли в любое время и в любом месте. При неправильно подобранном и размещенном звуковом оборудовании, часто возникает ситуация, когда в одних зонах помещения люди не слышат, что говорит рядом сидящий, в то время как в других зонах публика тщетно пытается расслышать слова и мелодию песни, исполняемой артистом на сцене.

Избежать этого позволит правильный подбор, размещение и настройка основных акустических систем и, при необходимости, использование системы распределенного звучания. Решение этой достаточно сложной и уникальной для каждого отдельного случая задачи требует серьёзных инженерных знаний и опыта, а также дополнительных финансовых затрат. Поэтому, во избежание разочарования и финансовых потерь, лучше обратится к профессионалам в области проектирования и инсталляции акустических комплексов, а не к знакомому музыканту или перекупщику.

Что касается перечня необходимого звукового оборудования для банкетного зала, то в него можно внести следующее:

  1. Акустические системы, достаточные для озвучивания всей площади помещения с необходимым звуковым давлением. При выборе мощности систем следует учитывать тот факт, что люди на мероприятиях, в большинстве случаев, не сидят молча, как на концерте, а общаются, едят, пьют, передвигаются по помещению, издавая при этом достаточно много звуков. При большом количестве гостей, уровень такого «фонового шума» может достигать довольно больших величин, что требует наличия определенного запаса мощности акустического комплекса.

  2. «Концертный» микшерный пульт с достаточным количеством каналов, AUX-ов, и групп, для подключения максимального планируемого количества источников сигнала. В любом случае, желательно иметь микшер имеющий не менее 16-ти каналов и 3-х AUX. Не будет лишним встроенный процессор эффектов. Но лучше, конечно, иметь еще и внешний.

  3. Достаточная для размера сцены, качественная система сценических мониторов с необходимыми для их настройки приборами. Нужно помнить, что любой артист выступает хорошо только тогда, когда он чувствует себя на сцене комфортно и слышит, что делает. Достичь хороших результатов работая «вслепую» очень сложно!

  4. Приборы динамической и частотной обработки (компрессоры, гейты, эквалайзеры). Желательно иметь хотя бы необходимый для конкретных условий минимум.

  5. Два-три качественных радиомикрофона также не помешают, не смотря на то, что большинство артистов предпочитают работать в собственные микрофоны. Кроме того, микрофоны могут понадобиться для произнесения гостями речей и тостов.

  6. Несколько микрофонных и пара клавишных стоек, пюпитры и подставки для ноутбуков, как показывает практика, тоже не будут лишними, тем более, что стоит всё это оборудование относительно недорого.

  7. Комплект разнообразной коммутации для подключения различной аппаратуры (микрофонов, электронных инструментов, приборов обработки, компьютеров).

Кроме того, сцена должна быть с избытком оборудована электрическими розетками, расположенными в различных местах, для удобного подключения оборудования. Весьма полезными бывают предусмотренные на сцене коммутационные панели, они позволяют избежать «захламления» сценического пространства кабелями.

Очень важным, можно даже сказать — необходимым, условием успешной работы акустического комплекса является возможность объективного контроля параметров звука. Проще говоря, необходимо, чтобы звукооператор во время работы находился в зоне прямого распространения звука от основных акустических систем, и в прямой видимости сцены. Только в этом случае он сможет адекватно управлять параметрами работы оборудования, обеспечивая её приемлемое качество как в зале, для слушателей, так и на сцене, для музыкантов.

Однако, на практике, в подавляющем большинстве случаев, звукооператору отводится место по остаточному принципу. Очень часто можно наблюдать звукооператора сидящего в углу сцены или, вообще, где-нибудь сзади — «где место есть». Понятно, что услышать реальную звуковую картину в таких условиях просто невозможно.

Кроме того, неправильное расположение может помешать зрительному контакту звукооператора с музыкантами, что также снижает оперативность его реакции на их пожелания или возникающие во время выступления ситуации, требующие немедленных действий.


О правильном питании.

Имеется ввиду, конечно, не качество блюд, подаваемых в вашем банкетном зале, а качество электроснабжения оборудования.
Очень важно при проектировании системы электропитания объекта учесть нагрузку, создаваемую звуковым, световым и сценическим оборудованием. В некоторых случаях она может достигать весьма серьезных величин.

Также имеет большое значение не только «запас мощности», но и правильное распределение нагрузки на электрические цепи всего объекта. Так, необходимо учитывать, что электрические приборы кухни, системы кондиционирования и освещения отличаются довольно высоким энергопотреблением. Звуковое и световое оборудование следует подключать так, чтобы при включении других потребляющих электричество систем не возникало сильного перекоса фаз и (или) падения напряжения, которые могут крайне негативно сказаться на качестве работы аппаратуры и даже привести к выходу её из строя. Естественно, что электрический комплекс должен быть оборудован соответствующей стандартам системой заземления!

Важным моментом является количество и места размещения розеток питания оборудования. Практика показывает, что на количестве лучше не экономить. С избытком должно быть укомплектовано розетками место работы звукооператора. На сцене должны присутствовать блоки розеток, причем в самых разных местах — на передней рампе, с боков и в задней части сцены.

При закладке силовых линий для светового оборудования, крайне желательно предусмотреть наличие нескольких резервных. Это позволит, в будущем, без проблем расширять парк используемых световых приборов, а также минимизирует сложности с продолжением работы при внезапном выходе из строя какой-либо из линий.
Внимание! При закладке линий электропитания для светового оборудования необходимо выделить на каждый прибор отдельную силовую линию!

 

Как видите, задача оборудования банкетного зала необходимым профессиональным звуковым и световым оборудованием требует достаточно серьезного подхода. Во избежание непредвиденных проблем и затрат, нужно в полной мере определится с составом и принципами размещения оборудования еще на этапе проектирования банкетного зала. К сожалению, очень часто этот вопрос поднимается уже после окончания отделочных работ, что, как сказано выше, приводит не только к большим непредвиденным расходам, но и, в большинстве случаев, к невозможности получить систему, работающую с необходимым уровнем качества.



27 января 2014 года
Просмотров: 4503 человек
Автор: Александр Ивершин


27 ноября 2012 года
Покупаем классическую гитару.


© 2006 — 2017 «Музыкальный мир» — Музыкальные инструменты в Пятигорске и на КМВ
Россия, Ставропольский край, г.Пятигорск, ул. Нежнова 74 / ул. Пестова 36.
Контакты     Схема проезда     Инсталяции     Время работы    
Сделано в дизайн студии Артемия Аверина