Наверх

Профессиональное звуковое и световое оборудование. Музыкальные инструменты.


Статьи



Звук и Свет в ресторане.






Введение.
 
Музыкальное сопровождение -- неотъемлемый атрибут любого развлекательного заведения. И, конечно же, рестораны не являются исключением из этого правила, вне зависимости от их формата или уровня. Мало того, правильное звуковое и световое оформление ресторана не менее, а иногда и более важно для прибыльности заведения, нежели красивый интерьер, удобная мебель, стильное фраже и дорогая посуда.
 
В данной статье мы попытаемся разобраться в основных принципах организации звукового и светового оформления ресторана и рассмотреть основные ошибки, допускаемые владельцами заведений в этой части своего бизнеса.
 
1. От чего зависит выбор оборудования.
 
Практика показывает, что основным критерием при выборе звукового и светового оборудования для владельцев заведений является цена. И здесь очень часто присутствуют две крайности. В первом случае бюджет, выделяемый на приобретение оборудования, настолько мал, что не позволяет закупить все необходимое для полноценного решения поставленных задач, даже из ассортимента товаров самого низкого ценового сегмента. Во втором случае, приобретается либо избыточное по характеристикам, либо, вообще, не нужное в данном заведении оборудование, что  приводит к неэффективному использованию средств и, как следствие, потере прибыли.
 
На самом деле, как основной критерий выбора, должна рассматриваться способность технического комплекса полноценно справляться с задачами, возникающими в рамках установленного формата! 
Например: неразумно ставить в зал ресторана площадью в 200 кв.м. сценический комплект мощностью в 10 кВт (всё-таки, это не ночной клуб!), но полноценная система фонового звука, обеспечивающая правильное зонирование, комфортное, равномерное звуковое давление и поддерживающая звук основных систем,  в таком достаточно большом зале совершенна необходима. 
 
Справедливости ради стоит отметить, что это правило касается не только звукового и светового оборудования, но и всех остальных компонентов структуры заведения. К сожалению, предусмотреть все возможные нюансы на этапе проектирования ресторана способен только достаточно опытный специалист. На практике же, консультации по теме профессионального звукового и светового оборудования если и проводятся, то в роли “эксперта” выступает знакомый владельцев, который “в теме”, так как у него дома есть неплохая Hi-Fi система, или ресторанный музыкант, или знакомый DJ, которые, как правило, мыслят “со своей колокольни” и не имеют полного понимания принципов работы ресторанного комплекса. В результате, масса тонких моментов остается неучтенной, а что-то изменить и дополнить, в уже работающем заведении, часто либо очень сложно и дорого, либо просто невозможно.
 
2. Фоновый звук.
 
Вне зависимости от формата, класса и гастрономического направления ресторана, традиционно необходимым считается наличие в зале определенного музыкального сопровождения. Даже тогда, когда в заведении работают музыканты, значение качественного фонового звука сложно переоценить. Задачи, решаемые фоновой системой, сводятся в основном к следующему: трансляция соответствующего формату заведения музыкального сопровождения в фоновом режиме, зонирование (об этом далее более подробно), обеспечение безопасности (при объединении с системой аварийного оповещения и управления эвакуацией), дополнение основной звуковой системы (при ее наличии).
 
    2.1. Основные принципы.
Как правило, системы фонового звука представляют из себя комплекс, состоящий из нескольких специализированных компактных или встраиваемых громкоговорителей, объединенных в общую сеть при помощи специальных управляющих устройств и усилителей. Часто такая сеть разбивается на отдельные зоны, что позволяет регулировать уровень звукового давления внутри каждой зоны и, при необходимости, транслировать различный звуковой материал в каждую из зон.

Количество, тип и мощность акустических систем фонового звука напрямую зависит от размера, конфигурации и количества площадей, которые необходимо озвучить. При большой протяженности линий имеет смысл использовать трансформаторные громкоговорители (100 или 70-вольтовые). Также, при выборе акустических систем, необходимо обратить внимание на их дизайн, который не должен противоречить концепции интерьера заведения.
Сейчас на рынке представлено большое количество громкоговорителей самых разнообразных форм и расцветок, что позволяет без особых трудностей гармонично вписать фоновый звук в интерьер практически любого стиля.
 
         
Инсталляционные акустические системы APart серии MASK.
 
Принцип расположения акустических систем фонового звука, не вдаваясь в технические подробности, можно описать следующим образом: относительно большое количество маломощных источников, каждый из которых отвечает за озвучивание своего небольшого участка площади. Такой подход позволяет достаточно равномерно покрыть озвучиваемое пространство, не прибегая к высокому уровню звукового давления, иначе говоря, оставаясь в пределах комфортной громкости. Понятно, что чем больше источников звука мы имеем, тем “ровнее” получится звуковое поле и, соответственно, более комфортным звук. И, напротив, если мы хоть немного отойдем от необходимого минимального числа источников, то система перестает работать правильно и весь смысл ее использования теряется. Определение необходимого-достаточного числа громкоговорителей, а также их правильного взаимного расположения, является нетривиальной задачей, для решения которой специалист должен обладать определенными знаниями и опытом.
 
    2.2. Зонирование.
Как уже отмечалось выше, акустическое зонирование - одна из основных задач возлагаемых на систему фоновой звуковой трансляции. Что подразумевается под этим термином?  Представьте, что вы сидите за столиком и свободно,  вполголоса, общаетесь со своим vis-a-vis, а за соседним столиком оживленно беседует компания из нескольких человек. Вы с Вашим собеседником слышите, что соседи разговаривают, но не слышите о чем, из-за негромко звучащей из ближайшей колонки музыки, которая в то же время совершенно не мешает вам общаться. Вот пример правильно работающей системы акустического зонирования.
Достигается такой эффект при помощи определенного размещения и настройки звука правильно подобранных громкоговорителей системы фоновой звуковой трансляции.  Однако, большое значение имеет также правильное расположение столов и посадочных мест в зале ресторана.
 
              
Встраиваемые акустические системы APart.
 
Еще один немаловажный аспект акустического зонирования - создание зон разной громкости. Очень часто можно наблюдать ситуацию, когда музыкант, со своей достаточно мощной аппаратурой, находится в непосредственной близости от бара. Это очень грубая ошибка. Зона бара должна быть одной из самых “тихих” зон, т.к. бармену приходится постоянно общаться с посетителями и принимать заказы от официантов. Понятно, что слишком громкий звук будет сильно мешать нормальной работе бара и снижать комфорт посетителей этой зоны.
Также, хорошим тоном для заведения является наличие специальных зон для клиентов, желающих побыть в относительной или полной тишине. Как правило, это отдельные кабинеты, оборудованные собственными регуляторами громкости акустических систем.   
 
Отмечу, что система распределенной звуковой трансляции является комплексом, включающим в себя довольно большое количество компонентов, расположенных в самых разных частях помещения. Поэтому, ее проектирование, закладку необходимой коммутации, кабельных линий и монтажных элементов необходимо проводить до начала отделочных работ. Это позволит избежать непредвиденных трудностей и расходов, связанных с монтажом, и более гармонично вписать элементы системы в дизайн помещений. 
 
    2.3. Обеспечение безопасности.
Здесь все просто. Объединенная с системой аварийного и пожарного оповещения система распределенного звучания  отлично справится с функцией передачи необходимой звуковой информации. Как правило, этого нельзя сказать о маломощных  и дешевых системах, устанавливаемых вместе с пожарной сигнализацией. Кроме того, при желании, акустический комплекс распределенного звучания можно дополнить Системой управления эвакуацией, что очень актуально для крупных развлекательных и ресторанно-гостиничных комплексов. 

 

6-зонный многофункциональный трансформаторный микшер-усилитель APart MA247MR
 
    2.4 Дополнение основной звуковой системы.
В случае, когда помещение ресторана имеет большие размеры или сложную конфигурацию, при помощи системы распределенного звучания можно эффективно решить задачу улучшения качества звука основной акустической системы в так называемых «проблемных» зонах (т. е. тех зонах, в которые звук от основной акустической системы заведения доходит с потерями и искажениями из-за больших размеров или сложной конфигурации помещения). Для этих целей сигнал, подающийся на основную акустическую систему направляется также и на систему распределенного звучания. Обязательным, при этом, является введение временной задержки для каждой группы громкоговорителей, равноудаленной от основных акустических систем, и тщательная настройка АЧХ и уровня громкости компонентов системы распределенного звучания, исходя из акустических условий каждой озвучиваемой зоны! Понятно, что эта задача может быть эффективно решена только опытным специалистом, при помощи необходимого дополнительного оборудования, что связано с определенными затратами. Однако, при успешном решении, акустический комфорт в помещении ресторана повышается многократно.
 
3. Оборудование для музыкантов.
 
Если форматом ресторана предусмотрена работа музыкальных коллективов, то неизбежно встает вопрос о необходимости использования специального звукового оборудования, а также о выделении отдельного места в зале для музыкантов и их аппаратуры. Оба эти вопроса не имеют однозначных решений. Всё зависит от формата и уровня ресторана, размера и конфигурации помещений, вариантов режима работы заведения (банкетный, клубно-концертный и т. д.). Попытаемся рассмотреть самые распространенные из них.
 
    3.1.  Малый состав.
Как правило, в небольших по размеру и числу посадочных мест заведениях работают именно малые составы. Часто малые составы можно видеть и в достаточно крупных ресторанах среднего уровня. Это обусловлено универсальностью таких коллективов и относительно невысокой стоимостью их работы. Обычно, в состав входят от одного до трех музыкантов-универсалов или DJ, не обремененные большим количеством аппаратуры и работающие под фонограммы, иногда с использованием «живых» инструментов (клавишные, гитары, духовые). Для работы такого коллектива не требуется использования большого количества оборудования и выделения большой площади. Пара акустических систем, при необходимости сабвуферы и один-два монитора, микшер со встроенной обработкой, и несколько квадратных метров площади - всё, что нужно. Многие малые составы имеют свое собственное оборудование, что избавляет владельца заведения от затрат на его приобретение. Однако, следует помнить о том, что аренду оборудования всё равно придется оплачивать, прямо или косвенно. Также, по понятным причинам,  аппаратура, принадлежащая музыкантам, очень часто является весьма бюджетной, что негативно отражается на качестве работы коллектива, а следовательно, и на уровне заведения. По этому, приобретая собственное оборудование, ресторан может сам выбрать необходимый уровень его качества. Кроме того, снижается «зависимость» от музыкантов и  уменьшаются расходы на оплату работы музыкального коллектива.
 

Активный акустический комплект DYNACORD D-LITE 2000.
 
    3.2. «Живой» коллектив.
Несомненно, «живой» коллектив, при достаточном уровне профессионализма музыкантов, создает в ресторане неповторимую атмосферу и придает дополнительный шик заведению. Однако, при явных плюсах, наличие «живых» музыкантов создает и определенные сложности. Это и отсутствие универсальности («Владимирский Централ» на арфе прозвучит в лучшем случае комично, а вокально-инструментальный ансамбль вряд ли успешно исполнит «Времена года» Вивальди), и более высокая стоимость работы профессиональных музыкантов, и более сложное техническое обеспечение. Этот аспект рассмотрим чуть подробней. У задачи технического обеспечения работы «живого» музыкального коллектива нет универсального решения. Здесь всё зависит от множества факторов: инструментальный состав коллектива, размер помещения, музыкальная стилистика, формат заведения. Так, для струнного квартета, исполняющего классику в зале площадью 100 кв. метров, достаточно предоставить четыре удобных стула. Для того же состава в зале с большой площадью и сложной конфигурацией необходимо будет использовать звукоусиливающее оборудование и, следовательно, микрофоны или звукосниматели, приборы частотной, динамической и пространственной обработки, возможно, систему мониторинга и распределенного звучания. Естественно, такой комплекс оборудования требует профессиональной настройки и управления.
Кроме того, существует определенный минимальный уровень громкости на котором могут звучать  музыкальные инструменты. Нужно понимать, что вести непринужденную беседу, сидя за столиком в небольшом зале, когда на сцене вокально-инструментальный ансамбль с «живой» барабанной установкой исполняет композицию в стиле хард-рок, не получится. Необходимо, чтобы стиль работы и состав музыкального коллектива четко соответствовали формату Вашего заведения. Иначе, вместо положительных эмоций клиентов, Вы можете получить лишь их раздражение. 
И напротив, если Вам удастся найти подходящий  по стилю и формату работы коллектив профессиональных музыкантов, это станет огромным плюсом вашего ресторана, добавит ему неповторимости и, несомненно, привлечет дополнительных клиентов.
 

Акустический комплект DYNACORD XA-2
(изображение усилителей увеличено).
 
 
    3.3   Банкетный режим работы.
Часто в ресторанах проводятся крупные мероприятия (свадьбы, банкеты, презентации и т. п.) на которые приглашаются музыкальные коллективы и артисты самых разнообразных жанров. Сплошь и рядом приходится сталкиваться с такой ситуацией, что в заведениях нет ни то что необходимого оборудования, а вообще не предусмотрено место для выступления артистов, и даже не наблюдается свободных розеток, способных выдержать необходимую для подключения профессиональной аппаратуры нагрузку. 
Поэтому, планируя использовать свое заведение в режиме банкетной работы, необходимо предусмотреть хотя бы минимальный перечень условий для выступления артистов и музыкальных коллективов, даже если в штатном режиме работы в вашем ресторане, вообще, не будет никакой музыки. К таковым относятся: возможность  выделить свободную хорошо освещенную площадь для размещения группы музыкантов (в идеале — среднего размера сцена, оборудованная необходимыми источниками электроэнергии, коммутационными устройствами и правильно освещенная) и выступления шоу-коллективов (в идеале – танцпол, оборудованный динамическим освещением и световыми спецэффектами); обязательное снабжение электропитанием этой зоны (три-четыре блока розеток в разных местах, выдерживающих суммарную нагрузку 5-10кВт); желателен отдельный вход на площадку (сцену), чтобы артисты и музыканты не проходили перед выступлением через весь зал.
Многие владельцы банкетных заведений предпочитают также иметь свой собственный комплект необходимой для озвучивания и освещения зала аппаратуры, что позволяет им увеличить стоимость аренды своего помещения, избежать необходимости брать, к слову сказать — весьма недешево, оборудование «на стороне» и не иметь сюрпризов со звуком и светом, привезенным неизвестно откуда и неизвестно кем. Однако, наличие собственного оборудования предполагает наличие штата специалистов по его обслуживанию и эксплуатации. Это необходимо четко понимать.
 
    3.4 Клубно-концертный режим работы.
Пожалуй, самый сложный и насыщенный, с точки зрения необходимого оборудования и организации, режим работы заведения. Здесь приходится подумать обо всём и предусмотреть практически всё. Приглашенные артисты и группы имеют самые разнообразные требования к составу необходимой для выступления аппаратуры. Это и достаточно мощные портальные системы, и функциональные микшерные консоли, и большое количество мониторных линий, и развитый backstage, и профессиональная обработка, и правильный свет. Кроме того, все требуемые позиции должны соответствовать довольно высокому уровню качества и, соответственно, иметь высокую цену. При насыщенном режиме работы заведения, аренда такого оборудования начинает поглощать довольно крупные суммы, резко снижая прямую рентабельность проводимых мероприятий, что, рано или поздно, заставляет владельцев  заведения задуматься о приобретении собственного комплекта аппаратуры.
Если такое решение принято, то главное – подобрать оборудование, которое потребует минимальных затрат при покупке и, одновременно, устроит большинство приглашенных артистов. Пытаться угодить всем не имеет смысла. Даже крупные прокатные компании зачастую арендуют друг у друга недостающее оборудование, в случае возникновения в техническом райдере артиста или группы «экзотических» позиций. Однако, существуют основные позиции, на наличие которых следует обратить особое внимание:
 1.   Основные портальные системы (к производителю, модели и запасу мощности порталов у выступающих не должно быть никаких претензий).
 2.   Оборудование, необходимое для настройки основных портальных систем, приведение их звука в соответствие с акустическими особенностями помещения (Понятно, что  это оборудование должно быть соответствующим образом настроено, а не просто быть в наличии на складе).
 3.   Профессиональный концертный микшерный пульт с большим количеством каналов (не менее 24), ауксов (не менее 6) и развитой конфигурацией.
 4.   Приборы динамической (компрессоры, гейты) и частотной (эквалайзеры) обработки (в идеале – один канал каждой обработки на каждый канал пульта).
 5.   Несколько  (4-8) сценических мониторов, а при большом размере сцены необходим еще и так называемый «прострел» –  мощные мониторные системы, расположенные по бокам сцены и направленные друг на друга.
 6.   Необходимая сценическая коммутация и согласующие приборы (директ-боксы, мультикоры, самые разнообразные кабели).
 7.   Комплект микрофонов для озвучивания ударной установки и других инструментов.
 8.   Два-три профессиональных вокальных радиомикрофона.
 9.   Набор необходимых стоек и аксессуаров.
10.  Управляемый, правильно установленный сценический свет.
 

Профессиональная микшерная консоль MIDAS VENICE U32.
 
Особые требования при клубно-концертном режиме работы выдвигаются и к размещению выступающих артистов. Необходима большая (чем больше, тем лучше) сцена, оборудованная всеми необходимыми электротехническими устройствами и профессиональным освещением. Кроме того, нужно позаботится о том, чтобы звукорежиссер со всем необходимым оборудованием, находился в зоне прямой видимости сцены и в секторе прямого звука портальных систем. На это владельцы заведений  очень часто не обращают внимания, располагая аппаратуру управления звуком где угодно, только не там где нужно.
 
 
4. Акустическое оформление помещения. (Глава, которая должна была быть первой)
 
Не побоюсь этого слова, огромную роль в том, будет ли звук в вашем ресторане качественным и приятным, играет акустическое оформление помещения. Даже самые лучшие музыканты, использующие самые качественные инструменты и самое современное оборудование, не смогут создать комфортной атмосферы в зале с плохими акустическими условиями. И напротив, весьма бюджетное оборудование и не самые «брендовые» инструменты весьма достойно звучат в подходящих акустических условиях. К сожалению, этот аспект крайне редко учитывается на этапе проектирования. И к моменту, когда просчет в акустическом оформлении помещения залов ресторана становится очевидным, кардинально что-либо изменить уже не представляется возможным.
Думаю, Вы неоднократно наблюдали, как в выложенном блестящим мрамором зале с купольным потолком и гладкими гипсокартонными стенами эхо превращало в «кашу» музыку, исполняемую модным ансамблем. А, между тем, в том же зале уже знакомый нам струнный квартет мог бы чудесно аккомпанировать певице с академическим вокалом, даже без использования дополнительных технических средств. Типичный пример несоответствия музыкального формата заведения его акустическому оформлению, а акустического оформления требуемому музыкальному формату.

Дизайнерская акустическая отделка помещения ресторана с использованием панелей Rockfon
 
Сейчас многими производителями выпускается большое количество самых разнообразных акустических материалов и существует довольно много способов изменения акустических условий, позволяющих воздействовать на акустику помещения не слишком сильно изменяя дизайн, но правильно использовать их может только весьма грамотный специалист. К сожалению, специалистов таких сейчас крайне мало. 
 
 

Дизайнерская акустическая отделка помещения с использованием панелей Ecophon
 
Позволю себе еще раз обратить Ваше внимание на то, что начинать задумываться об акустическом оформлении помещения необходимо еще на этапе выработки концепции заведения, до начала составления архитектурного проекта!
 
5.Профессиональное световое оборудование.
 
Ученые установили, что примерно 70% всей информации об окружающем мире человек получает посредством зрения и только треть остается на все остальные органы чувств. В свете этого сложно переоценить значение правильного светового оформления вашего заведения, а особенно той его части, где происходит что-либо, призванное привлечь к себе внимание посетителей.
Профессионально выполненное освещение сцены или танцпола в Вашем заведении в разы повышает зрелищность и позитивные впечатления от проводимой развлекательной программы. Если же Вам удастся привлечь к работе у себя талантливого художника по свету, то мероприятия, проходящие в Вашем ресторане могут стать для многих просто незабываемыми.

 


 
Спектр профессиональных световых приборов, предлагаемых сегодня на рынке весьма разнообразен. Это и традиционные приборы на галогеновых и газоразрядных лампах, и экономичные приборы на современных светодиодных матрицах, и эффектные многоцветные лазеры, ставшие в последнее время намного компактней и доступнее, чем еще несколько лет назад. Цены, на световое оборудование также имеют достаточно широкий диапазон – от нескольких тысяч, до нескольких сотен тысяч рублей за прибор. Определяться с выбором приборов, необходимых Вашему заведению, нужно исходя из конкретных задач и условий, таких как наличие сцены, размер танцплощадки, расположение столиков и высота потолков. Также большое значение для принятия концепции светового оформления имеет формат и уровень ресторана. Согласитесь, световые эффекты уместные в недорогом кафе могут весьма комично смотреться в заведении элит-класса.
Однако, при всем разнообразии световых приборов и решений светового оформления, существуют определенные правила, которых необходимо придерживаться в любом случае.
 
Световой прибор с полным вращением ("вращающаяся голова") ROXTON MR575 SPOT
и многоцветный светильник заливного света на светодиодах INVOLIGHT QUADBAR1631.

 
Так, крепление световых приборов должно обеспечивать свободную ориентацию прибора в пространстве и максимально легкий демонтаж прибора для необходимого регламентного обслуживания. На каждый световой прибор необходимо подводить отдельную линию электропитания с возможностью индивидуального включения\ выключения. Линия электропитания должна свободно выдерживать нагрузку, создаваемую световым прибором, работающим на полной мощности. Необходимо предусмотреть закладку линии специального управляющего кабеля, т. к. большинство современных световых приборов имеют управление по универсальному протоколу DMX-512.

Пульт управления световыми приборами по протоколу DMX-512 SGM PILOT2000
 
По поводу конкретных мест размещения световых приборов, лучше проконсультироваться со специалистом. Дело в том, что использование профессионального света в ресторане имеет свои особенности: освещая нужные участки зала, приборы не должны мешать посетителям, сидящим за столиками, использование дополнительных спецэффектов, таких как задымление, не всегда уместно в ресторане и т. д., и т. п. Количество и состав светового оборудования, также, нетривиальный вопрос, который лучше обсудить с профессионалом. Световые приборы распределяются по функциональным классам (заливные, заполняющие, динамические, стробоскопы и блиндеры) и грамотное их сочетание требует определенных знаний и опыта.
К сожалению, практика показывает, что грамотных профессиональных световых инсталляций намного меньше, чем достойных акустических.
Отмечу в заключение, что, как и для звукового оборудования, профессиональному светотехническому комплексу требуется квалифицированный светотехник, или, что еще лучше, художник по свету. В противном случае затраты на профессиональное световое оборудование обернутся бессмысленной тратой денег на кучу железа с лампочками, большая часть полезных функций которого так и останется неиспользованной.
 
Выведение:)
 
В этой статье, получившейся довольно объемной, я лишь  в ознакомительном плане изложил основные общие моменты использования профессионального звукового и светового оборудования в ресторане. Можете себе представить каким объемом информации необходимо оперировать, чтобы построить эффективный светомузыкальный комплекс даже в небольшом заведении. Именно поэтому не следует поручать такую задачу случайным людям, не имеющим достаточных знаний и опыта. Цена ошибки может быть слишком высока.
 
 
 
 


24 ноября 2012 года
Просмотров: 6679 человек
Автор: Александр Ивершин


27 ноября 2012 года
Покупаем классическую гитару.

Частные объявления



Mesa/Boogie
Mesa/Boogie
Цена: 90000 рублей
Студийный микрофон ART M-ONE USB
Студийный микрофон ART M-ONE USB
Цена: 3900 рублей
Эквалайзер dbx 231S
Эквалайзер dbx 231S
Цена: 8000 рублей




© 2006 — 2014 «Музыкальный мир» — Музыкальные инструменты в Пятигорске и на КМВ
Россия, Ставропольский край, г.Пятигорск, ул. Нежнова 74 / ул. Пестова 36.
Контакты     Схема проезда     Инсталяции     Время работы    
Сделано в дизайн студии Артемия Аверина